К 3 - 4 годам родители замечают у своих детей не только нарушение звуковой стороны речи: нарушение четкости дикции, интонационной выразительности, нарушение темпа и ритма речи, но и очень бедный словарь. Они часто спрашивают педагогов, с какого возраста обучать ребёнка русскому языку. Первый источник детского вслушивания в слово – лепет материнский: колыбельный песни, ласковые присказки, прибаутки, потешки. Необходимо возродить в семье забытые, но ранее широко известные, народные потешки, небылицы, считалки, дразнилки и скороговорки. Без этих словесных игр ребёнок никогда не познает родной язык в совершенстве, не сумеет интонационно отразить смешное, устрашающее или дразнящее настроение любого произведения детского фольклора. Народное творчество не только развивает юмор и воображение ребёнка, но и совершенствует просодическую сторону речи. У детей развивается речевое дыхание, отрабатывается нормальный темп, ритм, интонационная выразительность. Кроме того, в народном фольклоре заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Разучивание произведений детского фольклора – первый шаг к знакомству с детской литературой. Не секрет, что сейчас дети представлены самим себе, компьютерам и телевизорам. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Большинство детей не имеют дома необходимой детской литературы. Они не знакомы с богатейшим словарём сказок К.И.Чуковского, С.Михалкова, С.Я.Маршака, А.С.Пушкина, с прекрасными описаниями природных явлений и животного мира. М.Пришвиным, Е.Чарушиным, Н.Сладковым, Г.Скребицким, Д.Маминым – Сибиряком и др. Произведения этих писателей обогащают ребёнка глубокими знаниями, а его речь делают образной, яркой и выразительной.
Рекомендации:
1.Телевизор с мультфильмами, диски любимых сказок допустимы в порядке исключения. 2.Читайте ребёнку книги, пока он сам не умеет ещё читать. 3.С интересом обсуждайте героев произведений, проговаривайте по ролям их диалоги. 4.Интонационно окрашивайте, повторяйте и заучивайте полюбившиеся строчки из произведений. 5.Помните, что тем чаще вы повторяете полюбившиеся произведения, тем богаче становится речь вашего ребёнка. 6.Основной культурной пищей должны быть книги, чтение которых доставляет равное удовольствие и чтецу, и слушателю. 7.Посещайте с ребёнком детскую библиотеку, рассказывайте ему, что вы сами читали в детстве. 8.Расширяйте круг тем прочитанной литературы.
|